Анонс! Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» 2022
Подробные условия проведения Всебелорусской молодежной экспедиции
О проведении Всебелорусской молодежной экспедиции
«Маршрутами памяти. Маршрутами единства»
Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования» информирует, что в соответствии на 2022 год с целью дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы в течение года запланировано проведение мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (далее – Всебелорусская молодежная экспедиция).
Организатором областного этапа проведения Всебелорусской молодежной экспедиции является Государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования».
Всебелорусская молодежная экспедиция реализуется в период
с февраля по декабрь 2022 года. Конкурсные материалы на областной этап необходимо предоставить до 20 ноября 2022 года включительно по адресу: г. Минск, пер. Велосипедный, 8, каб. 427 (отдел сопровождения патриотической и экологической работы); электронный вариант работы на e-mail: zvr2021@mail.ru.
Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8017 2705709 (Сенченко М.В.)
УСЛОВИЯ
проведения Всебелорусской молодежной экспедиции
«Маршрутами памяти. Маршрутами единства»
1. Общие положения
Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (далее – Всебелорусская молодежная экспедиция) проводится в соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2022 год в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы.
Организатором Всебелорусской молодежной экспедиции является Министерство образования Республики Беларусь.
Организационное и методическое сопровождение мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции осуществляется Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр).
2. Цель и задачи Всебелорусской молодежной экспедиции
Всебелорусская молодежная экспедиция проводится с целью дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи посредством вовлечения ее в туристско-экскурсионную и экспедиционную деятельность.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
- создание условий для воспитания у молодежи духовных ценностей, гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения;
- массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси;
- развитие молодежного образовательного туризма;
- разработка региональных туристических (экскурсионных) маршрутов с включением в них малоизвестных объектов, популяризация и стимулирование их развития;
- создание имиджа регионов как привлекательного туристско-экскурсионного и культурно-познавательного объекта;
- развитие творческих способностей обучающихся, приобретение навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями;
- развитие медиакультуры в среде молодежи, сохранение и приумножение культурных, духовно-просветительских ценностей в современном информационном пространстве.
3. Участники Всебелорусской молодежной экспедиции
Во Всебелорусской молодежной экспедиции принимают участие обучающиеся учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений высшего образования, объединенные в экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы.
Возраст обучающихся – участников Всебелорусской молодежной экспедиции с 14 лет и старше.
4. Срок реализации Всебелорусской молодежной экспедиции
Всебелорусская молодежная экспедиция реализуется в период с февраля по декабрь 2022 года в четыре этапа с определением победителей и призеров:
первый этап ‒ в учреждениях образования, в том числе в учреждениях образования областного (Минского городского) и республиканского подчинения (учреждения среднего специального
и высшего образования);
второй этап ‒ районный, районный для городов, имеющих районное деление, городской (кроме г. Минска);
третий этап ‒ областной, Минский городской. На данном этапе могут принимать участие представители учреждений образования областного и Минского городского подчинения;
четвертый ‒ республиканский. На данном этапе могут принимать участие также представители учреждений образования республиканского подчинения.
5. Порядок проведения Всебелорусской молодежной экспедиции
Основным содержанием Всебелорусской молодежной экспедиции является изучение обучающимися истории, культуры и природы малой родины посредством участия в экспедициях, туристских походах и экскурсиях.
Для участия во Всебелорусской молодежной экспедиции на базе учреждений образования из числа обучающихся создаются экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы под руководством педагогов. В дальнейшем их деятельность определяется в соответствии с тематикой заданных направлений:
«Истории славные имена» ‒ знакомство с местами, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся земляков края (государственные, политические, общественные, военные деятели, меценаты, деятели культуры, науки и др.);
«Нам дороги эти позабыть нельзя» ‒ знакомство с объектами, связанными с военной историей (мемориальные комплексы, памятники, воинские захоронения, посвященные боям на территории Беларуси, судьбы земляков – участников, очевидцев и жертв войн, в том числе на территории других государств, а также другие страницы военной истории разных периодов);
«Святынями родного края» ‒ знакомство с культовыми сооружениями Беларуси, духовными реликвиями, религиозными праздниками и фестивалями, памятниками святым и духовным личностям региона и другими объектами религиозной культуры;
«Наследие земли белорусской» ‒ изучение исторического и культурного наследия (памятники истории, археологии, градостроительства, архитектуры, искусства и другие объекты, нематериальные историко-культурные ценности);
«Музей ‒ хранитель памяти и традиций» ‒ посещение музеев учреждений образования, других государственных и частных музеев, знакомство с их экспозициями;
«Заповедными тропами природы» ‒ изучение природного наследия края (растительный и животный мир, геологические и гидрографические памятники, садово-парковые комплексы, заповедники, заказники и другие памятники природы).
На подготовительном этапе экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы:
- выбирают одно или несколько направлений для работы;
- в соответствии с выбранным направлением определяют тему и изучают объекты, расположенные на территории малой родины (своего сельского населенного пункта/города/района/области);
- определяют форму реализации направления (экспедиция, туристский поход, экскурсия) в зависимости от поставленной цели и задач;
- проходят единую онлайн-регистрацию на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/ в разделе Краеведение/Проекты/Всебелорусская молодежная экспедиция 2022 год);
- разрабатывают маршрут экспедиции/туристского похода/экскурсии;
- осуществляют подготовку к непосредственному прохождению маршрута экспедиции/туристского похода/экскурсии.
При организации туристского похода и экскурсии обязательно выполнение Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 35а. Каждый экспедиционный отряд, туристская/экскурсионная группа при проведении туристского похода и экскурсии должен иметь маршрутный лист.
При проведении экспедиций, для описания хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления, изучения и сбора исторических, культурных и природных материалов, фиксации сведений об обстановке, в которой они находились, и обстоятельствах их выявления, об истории данных объектов, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и др. используется полевой дневник.
С целью популяризации туристско-краеведческой деятельности в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции рекомендуется размещать материалы проведенных экспедиций/туристских походов/экскурсий на сайтах учреждений образования. Фотоматериалы размещаются в альбоме «Всебелорусская молодежная экспедиция 2022» на странице Республиканского центра в Vk (https://vk.com/rcek_belarus), а также в других официальных социальных сетях учреждений с хештегами: #молодежная_экспедиция #маршрутами_памяти #маршрутами_единства #рцэкРБ (с указанием учреждения образования – автора фотоматериалов).
По итогам экспедиции/туристского похода/экскурсии обучающиеся создают творческие проекты по выбранным ими направлениям (п. 5.1). Творческие проекты могут быть подготовлены в одной или несколько номинациях: «Познай Родину – воспитай себя», «Натхнёны водарам Радзімы», «Бацькоўскі край, наш край дзівосны», «Герои земли Белорусской», «Туристическая мозаика Беларуси».
Также в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции могут проводиться конференции с презентацией материалов экспедиции, форумы, фестивали, слеты, другие образовательные мероприятия.
5.1. «Познай Родину – воспитай себя»
Творческий проект предоставляется в виде отчета о совершенном туристском походе.
Выполняется туристской группой. Участники проекта разрабатывают маршрут многодневного похода и проходят его активным способом передвижения – пешком, на велосипедах, на лыжах, с использованием плавсредств (байдарка, каяк, катамаран и т.п.).
Состав туристской группы – не менее 6 человек обучающихся (или 75% состава группы).
Отчет о туристском походе должен содержать:
- вступление – цель и задачи похода, вид похода, продолжительность и протяженность маршрута, маршрут похода;
- состав группы с указанием возраста участников, места учебы и работы;
- список необходимого группового и личного снаряжения;
- меню похода;
- картографический материал – крупномасштабная карта с нанесенной ниткой маршрута, направлением движения, местами ночевок, дневок, объектов осмотра;
- описание нитки маршрута, которая отражает подробные данные об отдельных характерных отрезках маршрута, их протяженности и местах стоянок. Описание нитки маршрута строится в виде таблицы и состоит из следующих разделов: дата, участки пути (с привязкой к топографической карте и характерным ориентирам), время в пути, места стоянок, характер местности, изучаемые объекты;
- описание исследуемых объектов на маршруте в соответствии выбранным направлением (п. 5.1.);
- рекомендации по прохождению маршрута.
Критерии оценки:
- соответствие тематике;
- логичность построения маршрута;
- полнота описания нитки маршрута;
- наличие документов, подтверждающих прохождение маршрута (маршрутный лист, фотоматериалы);
- доступность маршрута;
- безопасность маршрута.
Отчеты предоставляются в бумажном и электронном вариантах.
5.2. «Натхнёны водарам Радзімы»
Творческий проект представляется в виде путевого дневника или видеозарисовок.
Выполняется обучающимся индивидуально в составе экспедиционного отряда, туристских/экскурсионных групп.
Путевой дневник представляет собой материал художественно оформленный в виде путевых заметок, созданный во время или по итогам экспедиций/туристских походов/экскурсий. Материал может содержать описание как одного, так и нескольких путешествий, впечатления об увиденном, очерк событий, встреч с людьми и др. Также в путевой дневник рекомендуется включать дополнительный материал, который позволяет раскрыть содержание путешествий (зарисовки, фотографии, билеты и др.).
Критерии оценки:
- полнота представления материала об экспедиции/туристском походе/экскурсии;
- логическое и последовательное изложение материала;
- оригинальность представления повествования;
- общее эмоциональное восприятие повествования;
- использование элементов творческого оформления путевого дневника.
Материал предоставляется в бумажном варианте (рукописный или компьютерный набор текста).
Видеозарисовки представляются в виде видеоролика ‒ короткометражного фильма, промо-ролика, репортажа и др.
Видеоролик снимается в ходе проведения экспедиции/туристского похода/экскурсии, содержит информацию о посещенных объектах, личные и групповые впечатления, наблюдения, эмоции от увиденного и др. Рассказ ведется от автора видеоролика (кадровая или закадровая озвучка).
Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.
Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи.
Критерии оценки:
- раскрытие темы, содержательность;
- операторская работа (качество звука и изображения, звуковые и визуальные эффекты);
- режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность);
- общее эмоциональное восприятие видеоролика.
Материал предоставляется в электронном варианте
5.3. «Бацькоўскі край, наш край дзівосны»
Творческий проект представляется в виде разработки тематического экскурсионного маршрута по одному из заданных направлений по достопримечательностям, уникальным местам своего региона (населенного пункта, района, области).
Выполняется экскурсионной группой.
Разработка включает: экскурсионный маршрут, презентацию, дополнительный материал.
Структура маршрута: цель, задачи, тип, вид, продолжительность экскурсии; протяженность маршрута; маршрут экскурсии; краткое содержание экскурсии; общие методические и организационные указания; технологическая карта маршрута экскурсии.
Технологическая карта составляется в виде таблицы и содержит следующие графы: маршрут экскурсии; места остановок; объекты показа; время/минуты; основное содержание экскурсии, перечисление подтем
и основных вопросов, раскрывающих тему; организационные указания; методические указания. Дополнительно оценивается описание логических переходов между пунктами маршрута/объектами показа.
Презентация – это мультимедийный продукт, который дает точную визуализацию и позволяет эффективно презентовать разработанный экскурсионный маршрут. Объем презентации
20-25 слайдов. Презентации могут быть созданы в формате Power Point, PDF, Flash.
Дополнительный материал может включать фотографии, публикации, рекламно-информационную продукцию (путеводитель, карты, схемы, буклет и др.), содержащие сведения об объектах маршрута, и другую информацию, подтверждающую прохождение экскурсионной группой данного маршрута.
Критерии оценки:
- оригинальность (уникальность маршрута и логика его построения);
- насыщенность (полнота раскрытия темы маршрута, насыщенность маршрута экскурсионными объектами, новизна элементов маршрута и уникальных мест с точки зрения привлекательности для посещения);
- удобство (удобство посещения включенных в маршрут объектов показа);
- доступность и безопасность (наличие условий на маршруте для различных социальных групп, наличие схем безопасности);
- значимость (значимость маршрута для развития и продвижения территории, формирование привлекательного образа территорий);
- перспективы (перспективы развития маршрута)
Материалы предоставляются в бумажном и электронном вариантах.
5.4. «Герои земли Белорусской»
Номинация проводится совместно с Белорусской Православной Церковью.
Творческий проект представляется в виде информационного материала о личностях, погибших при защите Отечества; внесших вклад в развитие материального и духовного наследия края, укоренение духовных ценностей в обществе; известны своей духовно-просветительской деятельностью.
Выполняется обучающимся индивидуально.
Во время экспедиции/туристского похода/экскурсии обучающимися проводится сбор информации о почивших земляках своего региона. Полученная информация анализируется, дорабатывается (при необходимости) и оформляется в информационный материал.
Итоги исследования популяризируются через публикации в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, проведение культурно-просветительских мероприятий, демонстрацию другим учреждениям образования и др.
В информационном материале могут быть представлены сведения о государственных, политических, общественных, военных деятелях (в том числе о земляках – участниках, очевидцах и жертвах войн на территории Беларуси, локальных войн и военных конфликтах), меценатах, деятелях культуры, науки и о других выдающихся земляках края разных исторических периодов.
Информационный материал (объемом не более 5 страниц) должен содержать описание жизни и деятельности «героя исследования»:
- биографические сведения (года жизни; основные жизненные события, в том числе вехи профессионального становления; достижения на жизненном пути земляка);
- фотографии, иллюстрирующие жизнь и деятельность земляка;
- материалы, подтверждающие деятельность земляка на малой родине, увековечение личности на территории Беларуси и в мире (памятники, памятные доски, знаки, в музеях, присвоение имени улицам, социальным и культурным объектам и др.).
- Дополнительно предоставляется приложение (объемом не более 5 страниц), которое содержит информацию об этапах и источниках исследования, описание культурно-просветительской деятельности по итогам проведенного исследования и др. важную информацию.
Критерии оценки:
- содержательность представленного информационного материала;
- степень материала, собранного в ходе экспедиции/туристского похода/экскурсии;
- культурно-просветительская деятельность.
Информационный материал предоставляется в электронном варианте.
Представленный информационный материал планируется разместить на интернет-портале Музея памяти Крипты Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, а также на сайте Республиканского центра в тематической вкладке «Праект «Малая радзіма вялікіх людзей».
5.5. «Туристическая мозаика Беларуси»
Творческий проект предполагает размещение на единых интерактивных картах информации об объектах, посещенных в ходе экспедиции/туристского похода/экскурсии. Информация включает описание и фотографии региональных историко-культурных и природных объектов маршрута.
Выполняется экспедиционным отрядом, туристской/экскурсионной группой.
С целью создания наиболее полных и достоверных тематических интерактивных карт для размещения информации используются карты, на которые нанесены объекты участников Всебелорусской молодежной экспедиции 2021 года. Каждая карта соответствует направлению и содержит 7 слоев, предусмотренных для включения объектов, размещенных на территории областей и г. Минска.
Ссылки для работы с картами (приложение google maps) и инструкция по их заполнению размещены на сайте Республиканского центра во вкладке «Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» 2022 год».
Творческий проект также включает электронный каталог, который включает: карту-схему объектов с обозначением их местонахождения, краткое описание объектов (название, время создания, адрес местонахождения, ФИО автора, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, сделанные на маршруте (не допускается использование фотографий, взятых из интернет-ресурсов).
Критерии оценки:
- содержательность представленной информации;
- наглядность (количество и качество фотографий объекта);
- наличие материала, подтверждающее прохождение маршрута по данным объектам;
- художественное оформление каталога.
Материалы предоставляются в электронном варианте.
Авторы, участники мероприятий, дают согласие организаторам соответствующих этапов мероприятий на публикацию своих работ, публичную демонстрацию и некоммерческое использование материалов с целью популяризации Всебелорусской молодежной экспедиции (с соблюдением авторских прав).
Конкурсные работы на областной этап необходимо предоставить до 20 ноября 2022 года включительно по адресу: г. Минск, пер. Велосипедный, 8, каб. 427 (отдел сопровождения патриотической и экологической работы); электронный вариант работы на e-mail: zvr2021@mail.ru. Творческие проекты победителей и призеров (1, 2, 3 места) областных, Минского городского отборочных этапов и учреждений республиканского подчинения, протоколы заседания жюри (с указанием общего количества участников соответствующего этапа мероприятия, распределения мест и с подписями всех членов жюри) направляются до 01 декабря 2022 года по адресу: г. Минск, ул. Макаенка,8, Электронные варианты работ представляются на любом электронном носителе, отдельным файлом или ссылкой для скачивания на электронный адрес patriot@rcek.by.
Работы направленные позднее установленного срока и не соответствующие условиям к рассмотрению не принимаются.
Дополнительная информация и консультации по телефонам: 8017 3200633 (ресурсный центр по патриотическому воспитанию обучающихся, отдел краеведения и патриотического воспитания), 8017 3852597 (отдел туризма и спортивного ориентирования).
6. Подведение итогов Всебелорусской молодежной экспедиции
Победители и призеры определяются в каждой номинации творческого проекта отдельно среди учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений высшего образования и награждаются дипломами и призами Министерства образования Республики Беларусь, дипломами Республиканского центра.
При оценке творческих проектов при равном количестве баллов на основании решения республиканского жюри может устанавливаться соответствующее количество призовых мест (первых, вторых и третьих).
7. Организационные комитеты Всебелорусской молодежной экспедиции
Для реализации Всебелорусской молодежной экспедиции на каждом этапе создаются организационные комитеты (далее – оргкомитеты):
в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;
в районах, районах городов, имеющих районное деление, городах, областях, городе Минске – структурными подразделениями областных, Минского городского, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
на республиканском уровне – Министерством образования Республики Беларусь.
Оргкомитет каждого этапа Всебелорусской молодежной экспедиции:
- обеспечивает организационное и методическое сопровождение мероприятий;
- доводит информацию о Всебелорусской молодежной экспедиции до сведения учреждений образования;
- осуществляет персональный подбор состава жюри при оценке творческих проектов;
- анализирует и обобщает итоги Всебелорусской молодежной экспедиции;
- освещает ход подготовки, проведения и результаты Всебелорусской молодежной экспедиции в средствах массовой информации.
В состав оргкомитетов могут входить представители Министерств и ведомств, структурных подразделений областных, Минского городского, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи всех профилей, другие заинтересованные.
Организационное проведение Всебелорусской молодежной экспедиции обеспечивают:
на первом этапе – учреждения образования;
на втором этапе – структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
на третьем этапе – структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
на заключительном этапе – Министерство образования, Республиканский центр.
Для подведения итогов мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции на каждом этапе оргкомитетом создается жюри.
Жюри на всех этапах мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции:
- оценивает творческие проекты, которые представлены учреждениями образования;
- определяет победителей и призеров соответствующих этапов мероприятий;
- представляет решения (протоколы) по результатам мероприятий и другую необходимую информацию в соответствующие оргкомитеты.
8. Финансирование мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции
Финансирование мероприятий осуществляется:
на первом этапе – учреждением образования;
на втором этапе – за счет районных, городских бюджетов, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий;
на третьем этапе – за счет средств областных бюджетов и бюджета г. Минска, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий;
на заключительном этапе – Министерством образования Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусмотренного на другие расходы в отрасли образования (план мероприятий по реализации подпрограммы 10 «Молодежная политика» на 2022 год Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы).
Для финансирования мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции на всех этапах могут быть использованы иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларь.